Александрия - мой город!
 
 
 

Дед Мороз. Кто is who?

Кто такой Дед Мороз?

Откуда родом Дед Мороз

Дед Мороз
Пожалуй, в мире уже не осталось страны, какой-либо регион которой не претендовал бы на звание родины Деда Мороза. На первых местах здесь, конечно же, скандинавские страны – Финляндия, Дания, Норвегия. Но не только – на данный титул претендовали в разное время даже Турция и Китай. Россия в этом споре никак не отстаёт от остальной планеты. В 1998 российской родиной Деда Мороза был назван Великий Устюг – древнейший город Вологодской области.

Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодчины у слияния рек Сухоны и Юга. Это старинный русский город, ровесник Москвы и Вологды – основан в 1147 году. Путешественника Великий Устюг встречает своим главным фасадом – набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега. Словно сама история города, как молчаливая каменная летопись, безмолвная и прекрасная, смотрится в зеркало речной воды. Церковь Вознесения, действующая Церковь Прокопия Праведного, Успенский собор, история которого насчитывает более семи столетий, Михайло-Архангельский монастырь, Троице-Гледенский монастырь семнадцатого века – это материализованная многовековая жизнь города, позволяющая ему и по сей день носить гордое звание Великого. Так где же, как не в этом живописнейшем городке, пропитанном духом землепроходцев и первооткрывателей, с глубокими традициями народных ремесел, радушия и гостеприимства, с неспешным северным нравом и таежными предместьями должен был обосноваться русский Дед Мороз?

В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города была построена вотчина Деда мороза. Кроме того, в Устюге была открыта и его резиденция – лавка Деда Мороза, почта и музей, в десяти магазинах города открыты прилавки с “дедморозовской” продукцией и построен специализированный магазин “Берендей”. На территории вотчины расположен Дом Деда Мороза и комфортабельные коттеджи с гостиничными номерами, площадки для зимних игр и аттракционов, досуговый корпус: сауна, бассейн, каминный зал, бильярд.

Ежегодно родину Деда Мороза посещают десятки тысяч туристов. Круглогодичные программы приёма туристов основаны на самых значительных событиях в жизненном календаре Деда Мороза. В последних числах декабря он по традиции покидает свою лесную резиденцию для открытия всех новогодних торжеств и в течение всей зимы радует гостей подарками и встречами. В конце марта жители Великого Устюга встречают Весну-красну, и Дед Мороз возвращается в свой лесной дом на покой от зимних дел и забот, чтобы со своими помощниками отвечать на письма детей и готовить подарки к следующему Новому году. В третий раз выходит властелин зимы для публичного выступления в середине июня, когда город Великий Устюг празднует свой День рождения. Все перечисленные события сопровождаются народными гуляниями и праздниками, встречами гостей, фестивалями русской кухни, включают в себя посещение вотчины Деда Мороза и его офиса, театрализованные представления, конкурсы, культурно-развлекательные мероприятия, фейерверки, обширную экскурсионно-познавательную программу, знакомящую с культурой и традициями русского Севера.

Ну а самое, пожалуй, главное – это то, что в сказку на земле Великого Устюга поверили дети. Только за первый год обретения своей новой родины, устюгский Дед Мороз получил от детей около 260 тысяч писем. А в 2001 году на границе России и Финляндии в Выборгском районе состоялась историческая встреча: Йолупукки – финского Деда Мороза с российским.

По последним данным, приготовления к Новому году идут в Великом Устюге полным ходом. Дед Мороз получает детские письма и готовит подарки. А это значит, что Новый год обязательно наступит – и будет не менее весёлым и счастливым, чем все предыдущие.


Но, всё таки, кто же он???

Ответов и вариантов много. И каждый будет правильным. У каждого народа своя история про Деда Мороза. И даже в той истории, которая НАША, будут варианты. В зависимости, от места, времени, народности. Но ни в одном варианте НАШЕЙ истории нет места Санта Клаусу. Читаем варианты, мнения.


Дух предков (версия №1)

Дед Мороз 

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день ;-) Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.

Хозяин зимы (версия №2)

Согласно другой версии, “прапрадедом” современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

Крутой нрав

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Внешний вид

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, руковицах, и с посохом, которым он морозил людей.

Дед Мороз

Место жительства

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где “и летом студено”.

Снегурочка

Дед Мороз
Со времен Васнецовской Снегурки, мода несколько изменилась.
Дед Мороз
В роли Снегурочки наша ОлЁнка

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.

Дед Мороз

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Дед Мороз

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.

Мифологический образ

Кто он такой – наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз – персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза – богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Белорусский брат Деда Мороза – Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.

Наш Дед Мороз – образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж – Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун – злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Сегодня имя Деда Мороза сохранилось и у некоторых западных славянских народов, например в Болгарии его зовут “Дядо Коледа”, в Сербии, Черногории и Боснии и Герцеговине — “Деда Мраз”, в Словении – “Dedek Mraz” и т.д.

Дед Мороз

На Украине Деда Мороза “пытается” вытеснить Св.Николай. Например, автор статьи в Википедии утверждает, что праобразом Деда Мороза был именно Св.Николай, хотя теперь мы знаем что это далеко не так – Св.Николай может считаться лишь младшим братом, но уж никак не праобразом Деда. Также автор оправдывает возвращение к Николаю тем, что в советское время он был вытеснен Дедом Морозом и теперь нужно вновь возвращать Николая. Ну, каждому своё…

Дед Мороз

Облик Деда

Давайте попробуем определить основные черты облика Деда Мороза, соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза – кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой – традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы – густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец – седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы – единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба – длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте – это не Дед Мороз, а один из его многочисленных “младших братьев”. Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы – перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка – красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки – полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие “неточности”: замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах).

Трёхпалые перчатки или варежки – белые, расшиты серебром – символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость – символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки – неизвестно.

Пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь – серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро – символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от “подделки”. Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох – хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям.

Фантазия нынешних художников-декораторов, их “креативность” практически полностью меняют устоявшийся веками образ народного любимца. Подражание заморским младшим братьям, изменение сакральных элементов даже в одеянии Деда Мороза, обилие импорной рекламы с Санта-Клаусами может сыграть злую шутку – будущие поколения детей, оторвавшись от родных традиций, уже не будут знать кто такой Дед Мороз и Снегурочка, а будут лишь вешать носки на камины, которых на Руси изродя не водилось.

По материалам “Русколани”
См. также проект “За Деда Мороза”


Мнения читателей


Дед Мороз

Начну с того, что у наших предков Нового года… не было! Испокон веков наши предки отмечали Новолетие, т.е. они мерили свою жизнь летами – 1 марта в день весеннего Равноденствия (т.к. наши месяцы, по прихоти людей, смещены на 20 дней, то теперь это 21 марта!). Поэтому мы до сих пор спрашиваем друг друга:” Сколько тебе ЛЕТ?” и не спрашиваем: “Сколько тебе Годов?”. Понятие “Новый Год” принесло нам христианство, ибо Год – это не что иное, как God (англ.) и Gott (нем.) = Бог. Каждый ГОД в январе (в день обрезания Христа) те, кто этого не понимает, поздравляет друг друга с Новым… Богом! С тех пор и ходит по русской земле незабытая шутка Петра I: «Отмечаем праздник обрезания нового Бога». Кстати, Новолетие мы празднуем до сих пор! Правда с очень большими искажениями. Современное Новолетие – это… Масленица! Конечно, этот праздник так раньше не назывался – Масленицей его сделали христиане и привязали к Великому посту. Но так как Великий пост плавает по числам, то и Масленица зависит от него.

Теперь насчёт Деда МОРоза – древнеславянское божество Ледяного холода – супруг МОРены (она же Зимерзла) или как в некоторых районах её называли Мара – богиня смерти! Всё в нашем русском языке сохранилось (как его не старались исказить!) и все слова с корнем “МОР” (др.славян. МОРЪ) означали смерть, печаль, старость – МОР (от чумы), МОРг, уМОРился, обМОРок, МОРочно (мрачно), МОРщина и т.д. Предки чтили Деда, но знали его права временны – придет Ярило (бог весеннего солнца) и освободит землю от Мора (от спячки зимней). А его жену Морену (Мару) как раз и сжигали на Масленицу и радовались приходу Новой жизни – по Новому Кругу Солнца!

Подарки современный Дед Мороз стал дарить с советских времён!


Доброго здравия всем! Статья ничего не прояснила, такой же туман, как и в советские годы. Хочется наметить хоть какие вехи в этом тумане.

Дед Мороз

1. Календарная привязка. Новый Год приносит нам Дед Мороз в январе – в самой середине Зимы, в максимуме замирания всех жизненных циклов природы.Но до христианизации славяне, видимо, Новый Год праздновали в марте, с приходом Весны, с началом нового жизненного цикла. Это совершенно очевидно из самих названий месяцев. Первые 8 месяцев в современном русском календаре называются именами собственными, остальные латинскими числительными. Причём, что особенно показательно, 9й по счёту месяц назван сентябрём (т.е. седьмым), 10й – октябрём (т.е. восьмым), 11й – ноябрём (девятым), 12й – декабрём (десятым). Налицо сдвижка в два месяца. И судя по числовым названиям месяцев, начало года попадает на март. Если посмотреть на названия месяцев в разных европейских языках, то сразу видны следы некоей работы по переименованию оных. В современном украинском – совпадают с древнеславянскими, в русском, английском (имена собственные и числительные), в чешском, польском – промежуточное состояние (часть – древнеславянские, часть латинизированные, как в русском, английском. Видимо процесс шёл так

1. переименовали древнеславянские названия в латинские числительные,

2. начало года перенесли на месяц рождения главного члена правящей династии древней империи (Рождество Христово),

3. первым месяцам стали присваивать имена древних выдающихся императоров. С развалом империи процесс прекратился (видимо некий император Август). По карте хорошо прослеживается вектор движения процесса с северо-запада на юго-восток.

2. Одежда. По-всему видать – царская! Причём, очень похожа на одежды русских царей времён начала христианизации. Т.к. моды на царские одежды также подвержены изменениям, специалисты в области истории костюма могут определить приблизительное время появления персонажа Дед Мороз.

3. Родственные связи. Видимо, предания о Деде Морозе повествуют о какой-то конкретной царской семье – всё-таки почему-то внучка, а не внучек.

4. Посох, возможно, символизирует некое оружие, которым Дед Мороз мгновенно заМоРаживал (уМеРщвлял) неугодных?

5. Санта Клаус, Святой Николай. Интуитивное ощущение от русского Деда Мороза – сила, могущество, справедливость, вершитель судеб. Если имя Николай (с греческого – победитель) взять в переводе, то получим Святой Победитель. Видимо, русский Дед Мороз – это отражение какого-то древнего царя. У западного Санта Клауса царская шапка заменена на шутовской колпак, дорогая царская, расшитая каменьями шуба, заменена на простенький, коротенький, отороченный мехом зипунчик для человека совсем не царского сословия, соответственно, дорогие расшитые сапоги с загнутыми к верху носками – на подбитые мехом чуни. Очевидные следы некоей политической борьбы – не царь, а такой себе мужичок шутовской наружности, без роду, без племени, непонятной ориентации, хотя атрибутика и цветовая маркировка соблюдена для узнаваемости.

6. И политическая борьба эта продолжается по сей день – засилье сантаклаусной символики в украинских и российских СМИ, и наш современный дед мороз уже не царь, а всё больше какой-то увеселительный пьянчуга.

Продолжаем проигрывать идеологическую войну?


Похожие записи


Добавить комментарий:

Вы должны быть зарегестрированы to post a comment.


Фотки из прошлого века

Школы, садики, заводы

Век ХХI

Вопросы ребром

Всякое разное интересное

↓РЕКЛАМА↓

Это интересно

3D рисунки на асфальте

3D рисунки на асфальте
части 6 5 4 3 2 1

Наше Простоквашино

части 5 4 3 2 1 0

Осторожно – водоканал!

Постановление КМУ
Поверка счетчиков - больше не ваша головная боль

часть 12

Мёртвые души в водоканале

часть 11

Осторожно – водоканал!

Люки без крышек

части 12 10 9 8

Новый договор от водоканала - филькина грамота!

часть 7

Осторожно – водоканал!

Грабители с большой дороги

части 6 5 4 3 2 1

Архивы


Остальное в архивах
по месяцам или
в Главном меню

Наши рассказы
не новости
они не стареют

История не окончена

↓КОЛЛАЖИ↓

Может я это "Может я это, только моложе..."
(обновляется)

Новая жизнь старых фотографий

"Новая жизнь старых фотографий"
части 3 2 1

Бристоль

"Призраки нашего городка"

часть 1 часть 2
Времена года Видеоряд
Времена года ч. 2, ч. 1

 

ЗАГС 3new_live20 3new_live27
Коллажи. Случайное фото

↓РАЗНОЕ↓

Будни нашего городка


Oleksa on YouTube



в рифму о разном


Песни про Александрию

Олександрія
Скачать
Олександрійський Вальс
Скачать
Александрия моя
Скачать
Александрия на всегда
Скачать
Мій край - Олександрія
Скачать
Пісня про Олександрію
Скачать
Гімн ФК Олександрія
Скачать



Радіо Великих Доріг


Наш ТОП

Случайное фото

28 22

Историю делаем мы

на верх